Отец Вареньки: характеристика и образ героя в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Отец Вареньки

В известном читателям рассказе Льва Толстого, который он назвал «После бала», сообщается о событиях ночи, перевернувших жизнь главного персонажа. Автор не зря описал события в жанре маленького повествования. И чтобы поверить в то, что события реальны, необходимо проанализировать характеры героев произведения.

Главным среди персонажей является Иван Васильевич, выступает в роли рассказчика. Именно он повествует о происходящих событиях. Рассказчик увидел сцену наказания солдатами татарина-беглеца. Человека пропускали через строй солдат, а те секли его шомполами. Барабанный бой заглушал вскрики избиваемого. Спина татарина уже давно стала красной от крови. Татарин упрашивал солдат пощадить его, но за солдатами наблюдает полковник Б. Это и был отец Вареньки, любимой девушки рассказчика.

Характеристика героя

Петр Владиславович танцует с Варенькой
(Бал. Танец полковника с Варенькой. Художник В. Гилберт)

Петр Владиславович, так звали отца Вареньки, делал все, что приходилось, «по закону». В танце с дочерью Варенькой, он строго соблюдал все правила этикета. Так же вел он себя и на плацу: строго контролировал процедуры экзекуции.

Полковник вел себя на балу так, что вызывал у многих восхищение. Поначалу он отказывался танцевать с Варенькой, говорил, что забыл, как танцевать. Потом все же откинул левую руку в сторону, вынул шпагу и отдал молодому мужчине. Затем натянул перчатку на правую руку, взял Варенькину руку и застыл, выжидая такт. Четко следуя музыке, он начал движение, вызвав восхищение присутствующих в зале зрителей, ловко пройдя два танцевальных круга мазурки, он понравился всем присутствующим.

Улыбки гостей, музыка, веселые голоса, все это создавало у рассказчика хорошее впечатление об отце девушки, понравившейся ему, поднимало настроение.

А на плацу этот же человек, с тем же выражением лица, ведет себя безжалостным палачом. Рассказчик подчеркнул удивительную строгость и злость, которые словно написаны были на его лице в момент наказания. По его поведению было видно, что любую работу этот человек будет выполнять строго следуя «закону», не испытывая при этом никакого чувства жалости к человеку. Это поведение полковника настолько поразило жениха Вареньки, ставшего очевидцем событий на балу и плацу, что он отказался не только от женитьбы на Вареньке, а и от воинской службы.

Образ героя

Николай Бубнов в роли полковника Петра Владиславовича, к/ф "После бала", СССР 1961
(Николай Бубнов в роли полковника Петра Владиславовича, к/ф "После бала", СССР 1961)

Это немолодой «служака» строгой выправки, которую подчеркивали походка и четкие движения. Он выглядел красивым, был высок и статен. Его красивое лицо светилось лаской при взгляде на дочь, слегка завитые, как у Николая 1, седые усы и бакенбарды, которые подчеркивали его выправку и красоту. У полковника было отличное телосложение, широкую грудь украшали боевые ордена, сильные плечи, стройные ноги. Аккуратный, но далеко не новый мундир, поношенные, тщательно вычищенные сапоги, как бы свидетельствовали о том, что полковник все свои доходы тратит на то, чтобы модно и красиво одевать любимую дочь. Слова, жесты, взгляды говорят о доверительных отношениях полковника с дочкой.

По поведению во время бала было хорошо видно, как он сильно любит свою Вареньку.

отец Вареньки на службе
(Совсем другой полковник, отец Вареньки, на службе)

Совершенно другим предстал перед зрителем этот человек утром, когда мишура бала отошла на задний план. Из его сердца исчезли все те чувства, которыми так восторгались гости в зале. Полковник шел вдоль ряда солдат, внимательно наблюдая за наказываемым татарином и солдатами. Когда один из солдат промазал, полковник дал тому пощечину. Невозможно представить, что всего пару часов назад, этот человек танцевал, умиленно и нежно обнимая свою Вареньку.

Рука Петра Владиславовича, затянутая в замшевую перчатку была одинаково тверда, при танце с дочерью и во время наказания солдата за то, что тот промазал. Это поведение отца Вареньки говорит о его жестокости, неискренности. Главное в его понятии, соблюдать этикет.

Поведение же полковника после бала на плацу было сродни поведению хамелеона.

И виной этому не этот, отдельно взятый человек, а закон, который позволяет офицеру унижать подчиненного и даже бить его. Такие наказания в армии являлись нормой в то время. Полковник считал свое поведение правильным, не думал о поступках своих плохо. По закону это было так, но ведь есть еще моральная сторона. И все это вызвало в душе очевидца чувство протеста.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.